Билеты по химии 9 класс

билеты по химии 9 класс 2011

Рубрика: Экзамен по химии | Добавить комментарий

Строение атома

Любой учитель химии и физики знает, что объяснить детям строение атома очень сложно, так так ни молекул, ни атомов мы не можем наблюдать невооруженным глазом. Рисунки на доске учащиеся воспринимают с трудом, плоские плакаты дают статическое изображение. Поэтому на урок «Основные сведения о строении атома» я создала мультимедийную презентацию с помощью интернет-ресурсов. Буду рада, если моя скромная работа поможет вам, коллеги.

Скачать мультимедийную презентацию «Строение атома»

Рубрика: Мультимедиа | 1 комментарий

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем.

Напомню, как решать задачи с использованием  количества вещества. Ведь это самая главная мера вещества.

Количество вещества – это 6∙1023 частиц любого вещества. Это число названо постоянной Авогадро в честь итальянского химика Амедео Авогадро. Обозначается эта постоянная NA=6∙1023 моль-1.

Масса одного моль вещества – молярная масса (М). Молярную массу также как и молекулярную находят в периодической системе (алгебраическая сумма атомных масс). Только единицы измерения у молярной массы [г/моль]. Объем одного моль любого газа при нормальных условиях – молярный объем (Vm=22,4 л/моль).

Рассмотрим наши знания на примере.

Задача. Вычислите объем (нормальные условия) и количество молекул 32 г метана (CH4).

Для решения данной задачи вам понадобятся: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, калькулятор.

Записываем в Дано массу метана. Ниже отмечаем то, что нам необходимо найти – объем и количество молекул. Переходим к Решению задачи.

Дано:

m(CH4)=32 г

Решение:

Формулы, которые нам понадобятся:

m=nM (1)

V=nVm (2)

N=nNA (3)

m – масса вещества [г],

n – количество вещества [моль],

V – объем газа [л],

Vm – молярный объем, равный 22,4 л/моль,

N – количество частиц (молекул, атомов и ионов),

NA – постоянная Авогадро, равная 6∙1023 моль-1.

1. Для того чтобы найти объем и количество молекул, нам необходимо найти количество вещества из формулы (1):

n=m/M

2. Найдем молярную массу, для этого обратимся к Периодической системе:

M(CH4)=12∙1+1∙4=16 г/моль

3. Подставим значения в формулу для нахождения количества вещества:

n(CH4)=32 г : 16 г/моль=2 моль

4. Найдем объем метана по формуле (2):

V(CH4)=2 моль ∙ 22,4 л/моль=44,8 л

5. Найдем количество молекул метана по формуле (3):

N(CH4)=2 моль ∙ 6∙1023 моль-1=12∙1023 молекул

Запишем ответ

Ответ: 44,8 л; 12∙1023 молекул.

Найти:

V(CH4)

N(CH4)

Рубрика: Как решать задачи? | Метки: , , , , | Комментарии (3)

Рабочие программы на основе авторской О.С. Габириеляна

Рабочие программы… Сколько сил отнимает написание этих работ. Особенно, если это рабочие программы второго вида.

В помощь предлагаю просмотреть мои рабочие программы, составленные на основе государственной О.С. Габриеляна для 7-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов.

программа 1 вида 7 класс 1 час

программа 1 вида 8 класс 2 часа

программа 2 вида 8 класс 4 часа

программа 1 вида 9 класс 2 часа

программа 1 вида 9 класс 3 часа

программа 1 вида 10 класс 2 часа

программа 1 вида 11 класс 2 часа

Рубрика: Мои работы | Добавить комментарий

Календарно-тематическое планирование на основе программы О.С. Габриеляна

Уважаемы коллеги, я знаю насколько утомительно самостоятельно без единого примера составлять КТП , особенно если Вы — молодой специалист и без году неделю работаете в школе. Поэтому я решила поделиться планированием, составленным на основе государственной программы О.С. Габриеляна для 7-го, 8-го, 9-го, 10-го и 11-го классов.

Эта информация будет полезна и для учащихся нашего лицея. В приложениях можно просмотреть: сколько контрольных работ запланированно на учебный год, какие темы изучаются в данных классах, каков список практических работ.

ктп 7 класс 1 час

ктп 8 класс 2 часа

ктп 8 класс 4 часа

ктп 9 класс 2 часа

ктп 9 класс 3 часа

ктп 10 класс 2 часа

ктп 11 класс 2 часа

Рубрика: Мои работы | Метки: , , | Комментарии (4)

Стиральную машину сгубила жесткая вода?

Каждый из вас замечал, что при кипячении воды в чайнике или в кастрюле, на стенках образуется налет сероватого или бежевого цвета. Подобный осадок также можно обнаружить на деталях стиральной машины. Откуда же берется этот налет? И почему в такой воде плохо мылится мыло?

Для начала вспомним школьный курс. В природе чистые соединения встречаются очень редко, а смеси веществ мы используем повсеместно. Водопроводная вода также представляет собой смесь – раствор неорганических солей кальция, магния и некоторых других металлов. Именно эти соли и обуславливают так называемую жесткость воды. Кипячением устраняется временная жесткость. В этом случае кислые растворимые в воде соли переходят в нерастворимые средние.

Ca(HCO3)2→CaCO3↓+CO2↑+H2O

Карбонаты кальция и магния образуются при использовании горячей воды, именно под действием высоких температур они оседают на раковинах, ваннах, кранах, стенках чайника, деталях стиральных машин.

Некоторые производители предлагают нам смягчить воду различными добавками. Или как говорят химики – устранить постоянную жесткость, которая обуславливается присутствием других солей кальция и магния (например, хлорида кальция CaCl2), не выпадающих в осадок при кипячении. В состав таких средств входят карбонат натрия и фосфат натрия. При взаимодействии с жесткой водой идут следующие реакции:

Na2CO3+CaCl2=CaCO3↓+2NaCl

2Na3PO4+3CaCl2=Ca3(PO4)2↓+6NaCl

В результате данного умягчения образуется еще больше осадков, которые также осаждаются на стенках наших бытовых приборов. А стиральная машинка приходит в негодность еще раньше, чем без использования данных средств.

Еще один миф о средствах смягчающих воду. Мыло представляет собой натриевые (твердое мыло) или калиевые (жидкое мыло) соли органических кислот. При намыливании рук образуются хлопьевидные осадки, то есть идут реакции:

CaCl2+2RCOONa=(RCOO)2Ca↓+2NaCl

Таким образом, мыло реагирует с солями кальция и магния, образуя нерастворимые осадки и теряя свои мылящие свойства. Поэтому производители нам упорно предлагают средства для лучшей стирки белья. Не многие знают, что в состав порошков входят полностью синтетические вещества, которые с данными металлами либо не вступают в реакцию, либо образуют растворимые соли.

Изучайте химию – экономьте свои деньги!

Рубрика: Школьники спрашивают | 1 комментарий

Видео-опыт №2: катализаторы

Опыт проведен ученицей 11 А класса Клещенко Дарьей. Разложение пероксида водорода вы можете провести в домашних условиях, используя в качестве катализатора кусочек мяса. Выделение кислорода в данном случае катализируется ферментом каталазой, содержащимся в крови. Такой же процесс вы можете наблюдать, если обработать ранку перекисью.

При проведении опыта необходимо соблюдать технику безопасности:

1. Не пробовать пероксид водорода на вкус.

2. Не проливать пероксид водорода на кожу или одежду.

3. Проводить эксперимент в присутствии взрослых.

Желаю удачи!

Рубрика: Видео-опыты | Добавить комментарий

Многоликий углерод. Часть II.

Фуллерен можно увидеть на обложке тетрадей по химии. Однако, ученики не знают, что это за вещество. Знаменитости фуллерены добились благодаря своей красивой структуре. В состав фуллеренов входят от 20 до 540 атомов углерода. Самая устойчивая молекула, содержащая 60 атомов водорода — С60. Структура фуллерена напоминает по форме футбольный мяч. Ученые, открывшие фуллерен в 1985 г, были удостоены Нобелевской премии. Чем же удивительно это химическое вещество? В отличие от алмаза, графита и карбина, фуллерен — не полимер, а представлен в виде молекулы. Молекулы фуллерена устойчивы даже при температуре 1500 0С. На основе этих веществ было получено десятки тысяч новых соединений, благодаря наличию большого числа двойных связей, которые раскрываются при присоединении атомов других химических элементов. Фуллерен и его производные планируют использовать в качестве лекарственных средств, основы для производства аккумуляторов, фотоприемников, катализаторов роста алмазных пленок, красителей для копировальных машин.

Рубрика: Все что занимательно | Добавить комментарий

Проблемы школьного образования

Как молодой специалист подала заявку на конкурс «Профессиональный дебют». Участникам предлагалось написать эссе «Проблемы современного школьного образования и пути их решения». Меня, как учителя, очень волнует эта тема, поэтому я была рада высказать своё личное мнение по этому поводу. И вот что из этого получилось.

Дневник учителя химии.

«Проблемы современного школьного образования и пути их решения»

В нашей стране нет такого человека, которого в той или иной степени не волновали бы проблемы современного школьного образования. Ведь каждый из нас в прошлом, настоящем или будущем ученик, выпускник, родитель, учитель. А от того, насколько удачно будут решаться задачи, стоящие сегодня перед школой, зависит будущее государства.

Главное в школе – учитель. Столкнулась с проблемами в школьном образовании еще в университете. На химическом факультете были и юные Менделеевы, и те, кто пришел получить хоть какое-то высшее образование. Первый семестр сразу начался с коллоквиумов, семинаров, лабораторных работ, и я ночи напролет учила лекции, оформляла отчеты и готовила доклады. Да, в высшем учебном заведении учиться трудно! Но почему? Ответ надо искать в среднем образовании: многие учителя не учат главному – мыслить. Из школы помню только бесконечные даты по истории, зазубренные таблицы по биологии и запылившуюся географическую карту. Конечно, были и учителя от Бога, может, именно поэтому я выбрала химию наукой своей жизни.

Металлы состоят из железа? Университет закончила с твердой уверенностью учить детей. В первой же школе мне отказали в предоставлении работы. Недолго думая, устроилась в юридический техникум. Преподавала студентам из разных городов, сел, деревень края естественнонаучные дисциплины. В первом же семестре дети ввергли меня в шок. Оказывается, все металлы состоят из железа, атомы из молекул, а в Солнечной системе всего три планеты – Земля, Луна и Солнце. Попыталась решить эту проблему в масштабах 60 человек. Познавая мир заново, на моих уроках дети сидели с открытыми ртами, будто я им пересказывала фильм «Аватар».

Электронная школа. Наконец я добралась до школы. Чистые кабинеты, красивые плакаты, доброжелательный директор, умные дети. Думала, попала в рай. Сразу же начала осваивать интерактивную доску. Сколько всего она умеет, просто чудо! Другие же учителя используют доску в качестве монитора, или еще хуже: стенда для приклеивания плакатов. Кроме этого, многие работники образовательной сферы не знают, как запустить ту или иную программу на компьютере, а учителей информатики на всех не хватает. Поэтому бурю негодований вызвал перевод компьютеров школ на свободное программное обеспечение Linux. Это всё говорит об отсутствии в школах специалистов в области информационных технологий, в обязанности которых входило бы и обучение учителей.

Родитель – первый воспитатель, а учитель – второй. Встречи с родителями школьников всегда волнительные. Часто мамы высказывают учителям: «Нам Ваш предмет не нужен, мы экзамен по нему сдавать не будем». Возникает вопрос: а кому тогда нужна школа, если не детям? Учителям? Иногда приходят папы и обещают выпороть ребенка за плохое поведение или плохую оценку, что тоже неправильно. Родители не понимают своей роли в воспитании и обучении детей. Как учителя повышают свою квалификацию, так и родители должны проходить определенные курсы по правильному мотивированию школьников к изучению мира. Конечно, радуют адекватные папы и мамы, которые беспокоятся за будущее своих детей.

Все дороги ведут к финансам. Сколько бы проблем школьного образования я не вспомнила - и попустительское отношение учителей к обучению, и нехватка опыта работы сотрудников школы с компьютером, и недостаточно развитая материальная база образовательного учреждения, и нежелание молодых специалистов работать в школе – всё ведет к главной проблеме: недостаточное финансирование. Здесь, увы, ни директор, ни учителя сделать ничего не в силах…

И всё же, за время, проведенное в школе, я и мои ученики стали настоящей семьей, а вместе мы преодолеем любые проблемы!

Рубрика: Мои работы | Добавить комментарий

Задачи на нахождение формулы химического соединения

Рассмотрим задачу обратную предыдущей: на вывод формулы химического вещества по массовым долям элементов, входящих в состав соединения.

Задача. Какова формула соединения, в котором массовая доля калия составляет 56,5%, углерода – 8,7%, кислорода – 34,8%.

Для решения данной задачи вам понадобятся: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, калькулятор.

Записываем в Дано массовые доли элементов, входящих в состав соединения. Ниже отмечаем то, что нам необходимо найти. Переходим к Решению задачи.

Дано:

w(K)=56,5%

w(C)=8,7%

w(O)=34,8%

Решение:

Для того чтобы определить формулу соединения, необходимо найти индексы x, y, z

1. Найдем соотношение x : y : z по формуле:

x : y : z = : : ;

Ar(K), Ar(C) и Ar(O) – относительные атомные массы калия, углерода и кислорода. Эти величины находим в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Подставляем значения в формулу:

x : y : z = : ;

3. Осуществим расчеты, округляя значения до тысячных долей:

x : y : z = 1,449 : 0,725 : 2,175 ;

4. Определим самое маленькое число по значению – 0,725 и разделим на него все числа:

x : y : z = 2 : 1 : 3

5. Подставляем в формулу вместо x, y, z полученные индексы:

K2CO3 – карбонат калия.

Ответ: K2CO3.

Найти:

KxCyOz

Рубрика: Как решать задачи? | Добавить комментарий